ИСТОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА В КОЛПИНСКОМ РАЙОНЕ  

При использовании материалов ссылка на сайт обязательна!

1722-1941 1946-1956 1956-1960 1961-1970 1970-1980 1981-1989 1990-2000 2000-2010 2010-2020 главная    

1719

  Осенью 1719 года в 25 вёрстах от Петербурга появились работные люди,
присланные из Новгородского, Пошехонского и Белозёрского уездов.
Основанию Колпино предшествовал указ Петра Великого: «Ижорскую мельницу
в два или три года перенести на новое место ниже, а именно тут же, где
ныне лежит известь и амбар, дабы с Невы удобнее лес мочно для пилования
взводить для того, что лес уже на Ижоре переводится... »
В первый год работы на новой мельнице числилось 122 человека.


1847

5 (17) мая 1847 г. был открыт первый участок Николаевской железной дороги от  Петербурга до Колпино. 

За год работы, с мая 1847 по май следующего года, на этом участке было перевезено

80 тыс. пассажиров и 880 т грузов (Первая магистраль, Лениздат, 1951, стр. 78).

Регулярное движение между Петербургом и Москвой открыто в ноябре 1851 г.

В своём развитии Колпино прошло многие стадии: селение при Ижорских
пильных мельницах, а затем при Адмиралтейских Ижорских Заводах, 
с 1878 года – промышленный посад со своим гербом, высочайше пожалованным
в 1881 году, и, наконец, в 1912 году Колпино получило статус города.


1926...          
  1 сентября открылся первый автобусный маршрут в г. Ленинграде -
тремя автобусами "Фомаг" было организовано движение на линии
Детскосельский вокзал - к саду Трудящихся через Загородный проспект
и Комиссаровскую улицу с рядом промежуточных остановок,
а потом продлено через Звенигородскую улицу и улицу Марата до
площади Восстания.
В те годы отечественная промышленность еще не выпускала автобусов,
они ввозились из-за границы. Именно поэтому автобусное движение
развивалось у нас крайне медленно.
Достаточно сказать, что даже к 1928 году в Ленинграде было всего два автобусных маршрута, 

а парк автобусов состояли всего из 22 машин.

Первый автобус Vomag в Ленинграде на маршруте № 1 (ул. Пестеля – Октябрьский (с 1930 г. - Московский) вокзал)

ведомственное хранение – АП-1 СПБ ГУП «Пассажиравтотранс»

***
 1928...

Вопрос об органзации автобусного движения в г. Колпино трижды обсуждался на президиуме

Ленсовета рабочих, крестьянских и Красноармейских депутатов.

(Здесь и далее орфография и по возможности оформление исторических документов сохранены)



   10 фев.1928                                      
                ЛЕНИНГРАДСКОМУ ОБЛПРОФСОВЕТУ.
                                  Копия: Ленинградскому Областному Исполни-
                                         тельному Комитету Советов.
                                         Ленинградскому Союзу Металистов

                                                               З д е с ь.
                                                             --------------
                                                      Бульвар Профсоюзов.
                                                      ---------------------
                                                          Дворец Труда.

По вопросу:                В связи с поднятым Вами вопросом об организации
----------            автобусного движения между Детским селом и городом 
Об организации        Колпино, Ленинградский Гороткомхоз настоящим доводит
автобусного дви-      до Вашего сведения, что в данное время приступить к
жения между Дет-      организации автобусной линии загородного расположения
ским селом и г.       не представляется возможным, так как в распоряжении
Колпино.              нашего Транспортного П/Отдела в данное время имеется
                      22 автобуса, из коих на ходу 17 - количество, недостаю-
                      щее даже для тех 2-х линий, которые функционируют в
                      Ленинграде и связывают: одна - Петроградскую сторону с
                      центром, вторая - центр с Красным Путиловцем, и ,кроме
                      того открытие линии потребовало-бы вследствие ее отда-
                      ленности от Ленинграда, организации гаража и соответ-
                      ствующего хозяйства, что связано с значительными за-
                      тратами средств.

                                  Заведывающий
                         Ленинградским Городским Отделом
                             Коммунального хозяйства

                                  Заведывающий
                         Транспортным П/Отделом Ленинград-
                                 ского Гороткомхоза

                                 Управляющий Делами
                                      ЛГОКХ
_______________________________________________________________________________

Ленинградский совет
Рабрестян.и Кр.-Арм.Деп.
Отдел коммунального хозяйства
Транспортный под'отдел
26 июня 1928г.
                        Управление делами ГОКХ

В ответ на выписку из протокола за № 38 засе-
дания Президиума Ленинградского Окружного Испол-
кома от 30 мая, транспортный П/Отд.сообщает, что
в отношении удовлетворения ходатайства Колпинского
Райисполкома об установлении автобусного сообщения
между Колпино и Детским селом, то П/Отделом сейчас
машины предоставлены быть не могут, так как авто-
бусов не хватает для обслуживания установленных
городских линий.

      Что же касается будущего, то при получении
из-за границы всей партии шасси "СПА" и оборудовании
таковых корпусами, возможно будет после подробного
обследования, составления соответствующей кальку-
ляции и установления тарифов, выделить несколько
автобусов для этой цели.

Заведывающий
Транспортным П/Отделом

Заведывающий
Автобусным Отделением
23/ VI 28г

___________________________________________________________________________

Городской
ХХХХХХХ

9 ИЮЛ 1928                 В ПРЕЗИДИУМ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОКРУЖНОГО
                                      ИСПОЛКОМА

               По вопросу об установлении автобусного сообще-
               ния между Колпино и Детским селом, Ленинградский Го-
               роткомхоз сообщает, что в настоящее время машины
               предоставлены быть не могут, так как автобусов не
               хватает для обслуживания установленных городских
               линий.
                      Независимо от сего, учитывая, что Гороткомхоз
               является учреждением, обслуживающим население лишь
               в городском масштабе, с базой в Ленинграде, и не-
               имеющим хозяйтвенных единиц в Области, установле-
               ние автобусной линии между Детским селом и Колпино,
               требующее слишком больших пробегов до места обслужи-
               вания, - представляется нецелесообразным.

 ЗАВЕДЫВАЮЩИЙ ДЕНИНГРАДСКИМ
        ГОРОТКОМХОЗОМ  (Алексин)

УПРАВЛЯЮЩИЙ ДЕЛАМИ      (Колычнев)

__________________________________________________________________________

Прим. ASL RECORDS:
ПОГЛЯДЕЛИ БЫ ЭТИ ТОВАРИЩИ НА НЫНЕШНИЕ ПАРКОВЫЕ ПРОБЕГИ...

_____________________________________________________________

 1929...
                                                Засрез.Ленингр.Облик
                                                 от 28/IX-29г. прот. № 20
                                                     /часть 2/
  п...22..  Об организации автобусного сообщения по линии Детское Село-Колпи-
            но-Усть-Ижора
            СПРАВКА: Заключение Облплана

                       Считать необходимым организацию указанной линииоручить
                   Ленинградскому Окрисполкому, совместно с ОМЕС"ом конкретно
                   проработать этот вопрос. К финансированию данной линии
                   привлечь Горсоветы этих городов,прилегающие заводы и  Октябрь-
                   скую ж.д. Срок для проработки - I месяц.
                     
                                             М. Клюева
_______________________________________________________________________________________

ОБЛИСПОЛКОМУ,ОКРПЛАНУ,ОБЛДОРТРАНСУ,
Д/СЕЛЬСКОМУ,РИК., АВТОБАЗЕ Окт.ж.д.,
Окр. О,Х,, КОЛПИНСКОМУ Райисп. и
           ИЖОРЗАВОДУ.
                     
                     ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА № 30
               ------------------------------------
        ЗАСЕДАНИЯ ПРЕЗИДИУМА ЛЕНИНГРАДСКОГО ОКРУЖНОГО ИСПОЛ-
            НИТЕЛЬНОГО  КОМИТЕТА от 5-го Ноября 1929 г.
                          ----------------
                        С  л  у  ш  а  л  и :
        2/ Об организации автобусного сообщения по линии Д/Село-Колпи-
   но-Усть-Ижора.
         Внесено: ОКРПЛАНОМ от 23/Х-29г. прот. № 26, п.1.
         С п р а в к а : Пост. Презид. Облисполкома от 28/IX-29г.,
         --------------- прот. № 20, п.22.

                        П о с т а н о в и л и :
     2/  Утвердить постановление ОКРПЛАНА в следующей редакции:
  "а/ Одобрить предоставленный Облдортрансом и Плановой Комиссией
ориентировочный рассчет автобусов в предвидении перспективного раз-
вития Ижорзавода, исходя из протокола совещания при Облплане от 18/
IХ-28г.
   б/ Для немедленной организации автосообщений в современных усло-
виях принять второй вариант рассчета автобусов: 4 автомобиля фирмы
"СПА" для линии Слуцк - Д/Село - Колпино и 6 фордов для внутриго-
родских автосообщений в пределах г.г. Д/Село и Слуцка с возложени-
ем обслуживания этих автосообщений на автогужбазу об"единкт.ж.д.
    в/ Предложить Д/Сельскому Горсовету предоставить в безплатное  (так в документе- ASL Rec)
арендное пользование /заключив договор/ Автогужбазе Об"един.Окт.ж.д.
помещения для машин и обслуживающего их персонала /б.помещение Пож.
депо и часть жилого помещения в нижнем этаже 3-этажного здания при
том же депо с производством необходимого ремонта за счет автобазы.
    г/ Предложить автобазе Об"един.Окт.ж.д. в возможно кратчайший
срок выделить из получаемых в Москве 16 пяти-тонных автомобилей "СПА"
4 автомобиля и оборудовать их кузовами для перевозки пассажиров не
позже 1 Февраля 1930г. Одновременно автобазе разработать график
движения автобусов и подробный тариф на перевозку пассажиров.
    д/ Ввиду того, что в осуществление намеченной организации авто-
сообщения со стороны автобазы имеет место основное капиталовложение
машинами, запасными частями и оборудованием до 100.000 руб. и Д/Сель-
ского Горсовета безвозмездным предоставлением необходимых помещений
до 3 лет, просить Облисполком предложить Ижорзаводу в свою очередь
принять участие в общих затратах денежных средств,представив в Окр-
исполком данные о размерах сумм, которые завод может взять на себя,
путем гарантии оплаты определенного количества проездных билетов.
    е/ Предложить Окр. О.М.Х. совместно с Д/Сельским и Колпинским
Райисполкомами и Ижорзаводом проработать и в двухнедельный срок
представить план возможного восстановления жилфонда в Д/Селе для
переселения рабочих Ижорзавода и план финансирования работ по вос-
становлению жилфонда в г. Д/Селе. "

                 Председатель: НИКОЛАЕВ.
                                  Секретарь: СЕМЕНОВ.

                                 
________________________________________________________________________________

1930...

В декабре 1930 г. начинается прокладка железнодорожной линии «Пушкин – Колпино»

для доставки рабочих Ижорского завода.

Платформа Колпино-2 располагалась на Финляндской улице на месте будущего Большого Инженерного корпуса.

В расписании 1935 г. поезд Детское Село – Колпино не указан, на карте отсутствует.

Движение поездов прекращено 1 июня 1966 г.

***
1931...
      В целях улучшения обслуживания населения г.Колпино (в основном работников
завода) два автобуса "СПА" были переданы Ижорскому заводу.

________________________________________________________________________________

1937...

                   
ЛЕНИНГРАДСКИЙ СОВЕТ РАБОЧИХ
        КРЕСТЬЯНСКИХ И КРАСНОАРМЕЙСКИХ ДЕПУТАТОВ

       АВТО - ТРАНСПОРТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
                              
ЛЕНИНГРАД, ул. Зодч.Росси,1/3 ТЕЛЕФОН № 485-32

в №_______________от__________________н/№ 754  от 9 Декабря 1937г.

            В ПРЕЗИДИУМ   ЛЕНИНГРАДСКОГО  СОВЕТА
            ====================================
    Копии : Дирекции и завкому Ижорского завода
    ======= Колпинскому Райсовету

          Со стороны Ижорского завода и Колпинского Райсовета
неоднократно пред,являлись требования в отношении открытия
ряда автобусных маршрутов, а именно:
         1/ Колпино - Ленинград
         2/ Колпино - Красная Славянка
         3/ Колпино - Пушкин
         4/ Колпино - Ям - Ижора
         5/ Колпино - Усть-Ижора.

         Следует отметить, что ряд этих требований пред,являет-
ся без учета возможности нормальной зксплоатации автобусного
движения и его способности успешно заменять имеющийся налицо
железнодорожный транспорт.
         Так например, город Колпино связан как с Ленингра-
дом, так и с городом Пушкин железной дорогой по кратчайшему
направлению. Автобусное же движение вынуждено из обоих городов
следовать кружным путем и при этом в значительной мере по со-
вершенно неудовлетворительному дорожному покрову при неминуемой
тряске, а следовательно и значительных неудобствах для пасса-
жиров.
        В результате скорость автобусного сообщения с горо-
дом Колпино ниже железнодорожного, в то время как стоимость
проезда в несколько раз выше.
        Поэтому следует признать, что на данном этапе со-
стояния дорог между указанными городами нет смысла в организа-
ции автобусного сообщения. Для удовлетворения же потребностей
рабочих Ижорского завода надлежит лишь увеличить число поез-
дов, курсирующих между городами Пушкин и Колпино, считая, что
установленная частота ж.д.движения между Ленинградом и Колпино
достаточна.
         Маршрут Колпино - Усть-Ижора не может быть открыт
впредь до полного окончания реконструкции путей, в виду того,
что ряд мостов по этой трассе требуют усиления их грузопод-
емности для пропуска автобусов.
         Автобусное сообщение Колпино с Ям-Ижорой возможно лишь
кружным путем через Кр.Славянку, что увеличивает необходимый про-
бег по сравнению с тем, если - бы прямой путь следования находил-
ся в удовлетворительном состоянии.
      В относительно удовлетворительном состоянии находятся лишь
дорожные покровы на действующем маршруте Колпино - Кр.Славянка.
Следует однако отметить, что неизбежная тряска на улицах г.Колпино
с не вполне удовлетворительным булыжным покровом, при незначитель-
ных расстояниях поездок и неизбежно большом интервале между маши-
нами, предопределяет наличие малого наполения автобусов, за исклю-
чением часов "смены" на Ижорском заводе.
      В результате эксплоатации в г. Колпино 3-х автобусов, колпин-
ские маршруты принесли в 1937г. 170.000 рубл. убытка. Эти убытки
будут в значительной мере неизбежны и в 1938г, если радикально не
изменить условия эксплоатации.
      Для повышения рентабельности автобусного движения в Колпино
необходимо осуществить следующие мероприятия:

      I.- Перевести гаражную стоянку автобусов, курсирующих в г.
Колпино из Ленинграда в г.Колпино, что сведет почти к 0 порожние
пробеги, которые ныне составляют 25-30%.

      2.- Дать возможность мелкий ремонт осуществлять в г.Колпино
что резко снизит простои по техническим причинам, т.к. ныне из-за
любого пустяка приходится вызывать аварийную машину из г.Ленин-
града, а автобус вынужден простаивать нескольких часов.

      3.- Впредь до создания соответствующих предпосылок для нор-
мального автобусного движения в г. Колпине, в виде усовершенство-
ванных дорожных покровов, ограничиться в 1938г. организацией дви-
жения лишь для подвозки работников к Ижорскому заводу и с завода
к месту жительства.
      Все эти условия могут быть легко выполнены, если организацию
такого рода автобусного сообщения возьмет на себя Ижорский завод
который единственный в городе имеет для этой цели гараж и рем-
зону.
      Кроме того, если автобусы будут принадлежать заводу, то завод
сможет использовать автобусные бригады в часы простоя машин на
иной работе, а также ликвидировав должность кондуктора, закрыть
заднюю дверь, увеличить тем самым емкость автобусов и значительно
снизить себестоимость, к тому же завод сможет наилучшим образом
согласовать расписание движения машин с потребностями своих работ-
ников.
     Вследствие вышеизложенных причин, во избежание больших убыт-
ков в 1938г. на Колпинских маршрутах АТУЛ просит Вашего распоряже-
ния:
      1/ О закрытии ныне действующего в г.Колпино автобусного
маршрута Колпино-Кр.Славянка.
      2/ О передаче Ижорскому заводу 4 автобусов для организации
заводом подвозки его работников, живущих в Кр.Славянке и в Ям-
Ижоре.
      3/ Управлению Окт.дороги об увеличении числа поездов, курси-
рующих между г.Колпино и гор.Пушкино.-

 Врид.Начальника Автотранспортного
   Управления Ленсовета:
                       /Зубков-Овсянников/

_______________________________________________________________________________

1938...

                               РСФСР
                       
ЛЕНИНГРАДСКИЙ СОВЕТ
             Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов
==========================================================================

           
РАСПОРЯЖЕНИЕ № 163
 
Заместителя председателя Ленинградского Совета РК и КД
                       тов.Грибкова Г.К.
                        от 10 VI 1938г.

    Для улучшения обслуживания населения г. Колпино, предлагаю
начальнику Автотранспортного управления Ленинградского совета
РК и КД тов.Войкину увеличить количество автобусов, организуемой
трестом пассажирских перевозок АТУЛ"а в г.Пушкине автобазе до 10
автомашин.

     Зам.председателя Ленинградского
           совета РК и КД                   /Г.Грибков/ 

***

Н. В. Грозмани. Справочник для кондукторов автобусов, 1940 г.

Ведомственное хранение – АП-1 СПБ ГУП «Пассажиравтотранс»

 

***

Расписание маршрута № 31. Ведомственное хранение – АП-1 СПБ ГУП «Пассажиравтотранс»
 

 

С вводом пропускного режима в г. Ленинграде (29.06.1941 г.) движение автобусов было прекращено.

Наступила Великая Отечественная война…

 

1722-1941 1946-1956 1956-1960 1961-1970 1970-1980 1981-1989 1990-2000 2000-2010 2010-2020 главная

При использовании материалов ссылка на сайт обязательна!